Жив ли Христос?
Воскрес ли Христос из мертвых?
Исследователи изучают факты

Иисус Христос объявил:
Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь.
Кто же Он на самом деле ?

Важные Материалы о Жизни и Смерти.

Физиология Мышление

Мышление

text_fields
text_fields
arrow_upward

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, ха­рактеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внеш­него мира и внутренних переживаний. Первый этап в организации мышления у детей состоит в построении сенсомоторных схем (до 2-х лет). Сенсомоторная схема — это выполнение организованной последовательности действий, составляющих определенную форму поведения (ходьба, еда, речь и пр.). Сенсомоторная схема соотносит сенсорную информацию с моторными (мышечными) действиями. В формировании сенсо- моторных схем ведущая роль принадлежит таламо-кортикальным системам головного мозга. С развитием речи и появлением способности мысленно активировать сенсорно- мотор­ные схемы, не совершая действия, формируется первая фаза чело­веческого мышления (2-7 лет).

Фазы человеческого мышления

text_fields
text_fields
arrow_upward

Первая фаза человеческого мышления

Основной особенностью первой фазы человеческого мышления ста­новится способность ребенка предсказывать результат действия, не производя его фактически. В этот период ребенок уже хорошо знает, что случится, если, например, бросить чашку со стола на пол, или дернуть кошку за хвост, или прыгать по лужам и т.д. Действие, однако, остается основным элементом мышления ребенка в этом возрасте. Если попросить ребенка дать определение какому-либо бытовому предмету или понятию, то его ответ будет содержать действие: стул — это то, на чем сидят, стол — это то, на чем едят, прогулка — это то, где бегают и т.д. В этот период развивается речь, которая первоначально базируется также на сенсорно-моторной схеме: слушаю — повторяю. При развитии речи сенсо-моторная схема по­лучает название — слово. В период 2-7 лет бурное развитие претер­певает височная и  моторная области коры головного  мозга.

Вторая фаза человеческого мышления

Вторая фаза — способность к логическому рассуждению и испо­льзование, конкретных понятий в пределах реальных событий. В этот период (7-10 лет) активируются корково- корковые ассоциативные связи. Третья фаза — способность к формальным операциям, к абстракциям, к оценке гипотез (11-15 лет). Считают, что в этот период завершается формирование связей лобной коры с другими отделами  мозга.

Мысленное моделирование человеком различных событий состав­ляет сущность его мышления. Человек оценивает свои действия, ведущие к поставленной им цели, условия, которые приводят к успешному результату. Причем, последовательность событий может моделироваться в любом направлении, мысленные действия могут совершаться в разных точках выбора решения. Например, человек может начинать рассмотрение цепи событий и действий с желаемого результата и двигаться назад — в направлении начальных действий, мысленно выявлять, какие из них ведут к цели, находить условия, которые следует соблюсти для ее достижения.

Аспекты человеческого мышления

text_fields
text_fields
arrow_upward

Мышление имеет, как минимум, два аспекта:

  • распознавание (при­нятие решения) и
  • устойчивое сохранение поиска (стратегия решения задач).

Мышление, как процесс принятия решения, требует участия височных и лобных отделов коры больших полушарий.

Мышление, как поиск, осуществляется при участии, преимущественно, задних (теменно-затылочных) отделов коры мозга, а соответствие решения выработанному критерию (стратегия) реализуется при участии фрон­тальных, височных и лимбических отделов мозга.

Структурные пред­посылки мышления

text_fields
text_fields
arrow_upward

Структурные пред­посылки мышления считают связаными с корой больших полушарий, преимущественно, с теми ее областями, которые объединены общим названием ассоциативная кора. В отличие от специфических, первич­ных корковых проекций различных сенсорных систем, ассоциативная кора является местом интеграции информации, поступающей из пер­вичных проекций. Кроме того, считают, что в ассоциативных областях текущие сенсорные данные объединяются с информацией, содержа­щейся в памяти. Например, ассоциативные поля теменной зоны объединяют сведения, приходящие от первичных корковых проекций кожи, мышц, сухожилий, суставов, со слуховой и зрительной инфор­мацией, поступающей от височной и затылочной коры. Интеграция всех сенсорных данных со следами памяти (участие височной коры и гиппокампа) дает возможность человеку оценивать положение тела и головы в пространстве. Включение в оценку пространственных отно­шений лобных отделов коры позволяет человеку интерпретировать сен­сорные раздражения в зависимости от конкретной ситуации. Именно ассоциативные поля коры лобной доли мозга имеют особое значение в  интерпретации  раздражителей  и  событий.   Благодаря  двусторонним связям лобной коры и лимбической системы, в систему оценки си­туации включаются эмоции. Кроме того, лобная кора ответственна за выбор целей и прогнозирование событий.

Решающая роль лобных долей мозга в планировании и решении задач подтверждается сведениями о поведении людей с поврежде­ниями этих областей коры. Они оказывались неспособными к ре­шению задач в изменившейся ситуации или к осуществлению пос­ледовательных действий. То есть, одна и та же задача не могла быть решена, если ставилось дополнительное условие. Кроме того, использование языка, совершенно необходимое для многих мысли­тельных действий, возможно только при совместной работе лобных и височных долей  (зоны  Брока и зоны  Вернике).

Билатеральная (полушарная) организация мозгаэто еще один анатомический аспект, необходимый для целостного понимания того, как организовано мышление. Проникновение в процессы, связанные с мышлением, обусловлено возможностью клинического и физиоло­гического исследования людей с повреждениями мозга, в особен­ности тех, у кого полушария оказались разделенными друг от друга — расщепленный мозг.

Человек имеет два полушария — правое и левое, выполняющие разные функции, но совместно обеспечивающие целенаправленное поведение. Полушария связаны между собой пучками волокон, самым мощным из которых является мозолистое тело.

Правое полу­шарие контролирует и регулирует сенсомоторные и двигательные функции левой половины тела, левое — правой. То, что многие функции левого и правого полушарий головного мозга различны, было обнаружено у людей с расщепленным мозгом после травм или хирургических операций, выполненных в лечебных целях при тяже­лых  формах  эпилепсии.

Каждое полушарие обладает собственными ощущениями, воспри­ятием, мыслями и идеями, характеризуется разной эмоциональной оценкой идентичных событий. Каждое полушарие располагает соб­ственной цепью воспоминаний и усвоенных знаний, недоступных для другого полушария.

В определенных отношениях каждое полу­шарие имеет отдельное, собственное мышление. Левое — речевое, правое — зрительно-пространственное. Левое полушарие обрабаты­вает информацию аналитически и последовательно, правое — одно­временно и целостно. Каждое полушарие вносит свой уникальный вклад в мышление и сознание (рис. 17.4). Ниже приводятся два при­мера  различных функций правого  и левого  полушарий.

Исследования лиц с расщепленным мозгом

text_fields
text_fields
arrow_upward
Рис.17.4. Основные функции правого и левого полушарий мозга человека.

Женщина, у которой было перерезано мозолистое тело по поводу тяжелой эпилепсии, для предотвращения генерализации припадков, проходила зрительное тестирование с помощью тахистоскопа — при­бора, позволяющего предъявлять на экране зрительное изображение в течение точно контролируемого, обычно короткого, времени (де­сятые доли секунды). В центре экрана находится черная точка, на которую должна смотреть испытуемая, не отрывая взгляда, так на­зываемая, точка фиксации взора. На десятую долю секунды справа от точки появляется изображение предмета. За столь короткое время испытуемая не успевает перевести взор от точки на изображение. Смысл подобной стимуляции состоит в том, чтобы изображение попало в одно полушарие мозга, в данном случае — в левое. Если на экране справа появляется ложка, то оперированная испытуемая отвечает, что она видела «ложку». Если изображение ложки появля­ется слева от точки фиксации взора, то есть попадает в правое неречевое полушарие, то испытуемая отвечает: «Не видела ничего». Однако, если ей предлагалось выбрать левой рукой наощупь среди нескольких предметов тот, который возможно мелькнул на экране, но не был ею опознан, то она выбирала ложку. То есть, правое полушарие было способно опознавать предмет, но не смогло его назвать, т.к. связи с речевым левым полушарием были рассечены. На вопрос, что она держит в руках, оперированная отвечала: «ка­рандаш». Больная «знает», и наощупь, т.е. пространственным спосо­бом, опознает, что она видела, но не может правильно определить предмет  словесно.

В другом исследовании с применением тахистоскопа испытуемой с   расщепленным   мозгом   предъявляли   четыре   фотографии   разных людей и называли их имена. Затем испытуемая садилась перед экраном, фиксировала взор на точку в центре экрана. Справа от точки на экране появляется половина фотографии лица одного че­ловека, слева — половина изображения лица другого. Испытуемая называет имя человека, фотография половины лица которого попала в правое поле зрения и, соответственно, в левое полушарие. То есть, на вопрос отвечает левое, речевое полушарие. Потом части фотографии лица человека предъявляются испытуемой еще раз. Но на этот раз ее просят показать, а не назвать человека, лицо ко­торого она видела. Испытуемая показывает на фотографии лицо, половина изображения которого попала в левое поле зрения, т.е. в правое, не говорящее полушарие, но способное оценить зрительно-пространственные соотношения.

Итак, исследования лиц с расщепленным мозгом свидетельствуют о том, что левое полушарие отвечает за язык и речь, а правое управляет пониманием и навыками, связанными с пространственным и зрительным восприятием. В то же время, правое полушарие об­ладает способностью понимать речь, но не может ее программиро­вать. Таким образом, если схематизировать функции полушарий в отношении мышления, то оказывается, что левое и правое полуша­рия в равной степени способны к распознаванию стимулов внеш­него мира, но пользуются разными способами или стратегиями решения задачи и имеют разные возможности в выражении резуль­татов решения — языковую для левого полушария и пространствен­но-зрительную для правого  полушария.

Между полушариями головного мозга существуют не только функ­циональные, но и структурные различия, особенно в височной об­ласти. В частности, участок коры височной доли, примыкающий и перекрещивающийся с зоной Вернике, у подавляющего большинства людей (70 из 100 исследованных посмертно) слева значительно боль­ше, чем справа.

Структурная ассиметрия характерна не только для мозга взрослого человека, владеющего речью, но и для мозга человеческого плода. Асимметрия правой и левой половины мозга зарегистрирована с помощью вызванных потенциалов также у новорожденных. Асим­метрия выявилась и при изучении ископаемых черепов неандер­тальского человека. Видимо, асимметрия полушарий составляет часть генетической программы человека.

При удалении височных зон левого полушария у взрослого больного человека развивается необратимый дефект речи — афазия. Однако, подобная операция у детей младенческого возраста не приводит к нарушениям речи. Более того, специальные психологические тесты не выявляют различий в развитии интеллекта между детьми, перенесши­ми операцию, и их нормальными сверстниками. Нет различий также и в развитии детей с право- и левосторонней гемисферэктомией (удаление большей части полушария). Причиной компенсации функ­ций при повреждении мозга является его пластичности.

Два полушария мозга обладают специализированными функциями, но в интактном мозге они взаимодействуют и обуславливают высокую приспособляемость человека к окружающим условиям среды, огромную пластичность его поведения, обеспечивая целостное вос­приятие внешнего  мира и самого себя.

Иисус Христос объявил: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь. Кто же Он на самом деле ?

Жив ли Христос? Воскрес ли Христос из мертвых? Исследователи изучают факты