Роль сенсорной афференциации в созревании ЦНС

Развитие ЦНС во внутриутробном периоде

Развитие ЦНС во внутриутробном периоде, в основном, регулируется генети­ческими факторами.

Развитие ЦНС после рождения

После рождения решающую роль в созревании ЦНС начинают играть факторы внешней среды. Для нормального развития различных центров мозга необходима их стимуляция нерв­ными импульсами от периферических нервов, несущих информацию о внешних воздействиях.

Интенсивность сенсорного потока предопределяет и онтогенез поведения и психического развития. Так, в результате воспитания детей в сенсорно обогащенной среде наблюдается ускорение психи­ческого развития. Адаптация к внешней среде и обучение слепо­глухонемых детей возможны только при усиленном притоке в ЦНС афферентных импульсов  от  рецепторов кожи.

В критические периоды постнатального развития для созревания мозга приток адекватных сенсорных стимулов особенно необходим. У ребенка первого года жизни сенсорные функции развиваются весьма интенсивно. Их высокая активность ускоряет созревание ЦНС. У маленьких детей можно легко выработать тонкие зритель­ные, слуховые, обонятельные и тактильные дифференцировки, в то время как у старших детей их получение затруднено.

На развитие ЦНС оказывают влияние и афферентные импульсы с проприорецепторов, возникающие при сокращении скелетных мышц. В частности, на формирование моторной речи влияют координиро­ванные движения пальцев рук: при тренировке точных движений голосовые реакции у детей 10-13 месяцев развиваются не только интенсивнее, но и оказываются более совершенными. Влияние про-приоцептивной импульсации с мышц руки на развитие коры боль­ших полушарий значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной зоны мозга.

Онтогенетическое развитие мозга

В процессе онтогенетического развития головного мозга имеет место усиление межполушарного взаимодействия.
У маленьких детей этому способствует бимануальная координация, т.е. сочетанные, целенаправленные движения двумя руками; улучшение межполушарных связей обусловлено ускорением миелинизации нервных волокон мозолистого тела мозга.

В первые 4- 5 лет жизни происходит быстрое развитие ЦНС: не только резко прирастает масса мозга, но отмечается также интен­сивная  структурная дифференцировка коры  больших полушарий.

В раннем постнатальном периоде

  • вначале образуются вегетатив­ные условные рефлексы (например, пищевой рефлекс начинает вырабатываться со 2-й недели жизни ребенка),
  • затем появляются двигательные и,
  • наконец, речедвигательные условные рефлексы.

Скорость образования натуральных условных рефлексов постепенно увеличивается.  Искусственные условные рефлексы появляются позже натуральных. Первыми среди них возникают слуховые и вестибуляр­ные,  далее  —  обонятельные,  вкусовые  и т.д.

Основная онтогенетическая направленность функционального со­зревания мозга ребенка проявляется в возрастающей специализации корковых областей и их интеграции, в которой ведущую роль при­обретает пластичное взаимодействие нервных центров. Расширение и перестройка межполушарных и внутриполушарных связей, в част­ности, обеспечивают пятикратное увеличение площади поверхности мозга  человека от новорожденного до взрослого  человека.

В процессе онтогенетического развития мозга имеет место посте­пенный переход от первичной локальности реакций через фазу ге­нерализации к специализации и интеграции мозговых структур. На­пример,  в период  новорожденности в ответ на зрительный стимул на ЭЭГ в проекционной зрительной области коры больших полуша­рий   регистрируется   локальный   позитивно-негативный   комплекс, отражающий  приход  в  кору информации  по  специальному  каналу. Специфика   зрительного   восприятия  новорожденных   состоит  в   его ограниченности простыми ощущениями. Уже в течение первых ме­сяцев жизни  у ребенка начинает складываться  активный характер восприятия,  проявляющийся в развитии зрительно-моторной коор­динации:   фиксация  взора,   зрительное  прослеживание  движущегося объекта, схватывание его рукой. В основе активного характера вос­приятия   лежит   взаимодействие   проекционного   и   непроекционных отделов коры  больших полушарий,  что устанавливается по  ЭЭГ.  В течение первых лет жизни ответы на зрительную стимуляцию ши­роко распростаняются по коре больших полушарий в виде сходных вызванных потенциалов (фаза генерализации).  В 6-7 лет проявля­ются признаки усиления специализации различных областей коры в ответ на поступление в мозг различной зрительной информации, что приводит к улучшению распознавания сложных абстрактных изобра­жений.

Основой формирования межцентрального взаимодействия является развитие системы горизонтальных внутрикорковых связей. Важная роль в обеспечении межцентральной корковой интеграции принад­лежит а-ритму ЭЭГ. Эмоциогенность воздействия связана с усиле­нием процессов межполушарной интеграции. В силу многофактор­ности воздействия мощным и при том весьма физиологичным ме­тодом интеграции активности мозга являются детские подвижные игры. Через игру адекватно усиливается нагрузка на систему вос­приятия;  с  ее  помощью  развиваются  ассоциативные  связи.

Формирование интегративной деятельности ЦНС

Формированию интегративной деятельности ЦНС новорожден­ного предшествует установление в процессе развития морфофункци-ональных связей между ее многочисленными структурами. Проявле­нием их созревания служит способность мозга образовывать реци-прокные взаимоотношения, доминантный очаг, функциональную систему и условный  рефлекс.

  • Первый условный рефлекс появляется у ребенка на 2-й неделе после рождения (условный сосательный рефлекс на «положение кормления»).
  • К концу 3-го месяца у него вырабатываются условные рефлексы на зрительные раздражения,что делает поведение ребенка более адекватным.
  • С 5-го месяца жизни условные рефлексы можно выработать уже со всех сенсорных систем, и по мере онтогенети­ческого развития они вырабатываются легче. К концу 1-го года слово приобретает значение сильного и самостоятельного сигнала. Доминантные очаги ребенка характеризуются неустойчивостью, что служит  причиной  его рассеянного внимания.
  • Последовательно развивается и центральное торможение: безус­ловное торможение проявляется уже в первые дни жизни, условное — к 8-9 дню жизни.
  • Раньше других возникает угасательное тормо­жение,
  • к 3-4 месяцу — дифференцировочное, затем условный тор­моз и,
  • наконец, к 5-му месяцу — запаздывательное торможение.

Типологические особенности высшей нервной деятельности

  • У ре­бенка 6-11 лет обычно не отмечаются, поскольку сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в этот период часто меняется.
  • Подростковый период характеризуется по­вышением возбудимости ЦНС и ослаблением процессов торможе­ния; ухудшается дифференцирование сигналов, возрастают латентные периоды условных  реакций,  усиливается иррадиация  возбуждения.
  • В юношеском возрасте продолжается структурно-функциональное созревание коры больших полушарий: усложняется ансамблевая ор­ганизация ее элементов, повышается концентрация нуклеиновых кислот в нейронах и усиливается метаболизм нервных клеток. В восприятии внешней информации увеличивается роль лобных облас­тей коры, наряду с межполушарной интеграцией завершается и специализация полушарий.

Иисус Христос объявил: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь. Кто же Он на самом деле ?

Жив ли Христос? Воскрес ли Христос из мертвых? Исследователи изучают факты

РЕКЛАМА