Жив ли Христос?
Воскрес ли Христос из мертвых?
Исследователи изучают факты

Иисус Христос объявил:
Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь.
Кто же Он на самом деле ?

Важные Материалы о Жизни и Смерти.

Физиология речи

Единый речевой механизм

text_fields
text_fields
arrow_upward

Распределение в правом и левом полушарии мозга такой высо­коспециализированной функции человека как речь, глубоко асим­метрично. Лингвистические способности человека определяются, пре­имущественно, левым полушарием. Три взаимосвязанные речевые зоны, расположенные в задней височной области, нижней цент­ральной извилине и в дополнительной моторной коре левого полу­шария, действуют как единый речевой механизм. Пути осуществле­ния кооперации различных областей и их функции представлены на рис.17.3.

Корковые  пути,   связывающие  различные слухо- речевые  зоны
Рис. 17.3. Корковые пути, связывающие различные слухо- речевые зоны.
1 — моторная кора, 2 — зона Брока, 3 — первичная слуховая кора, 4 — зона Вернике, 5 — угловая извилина,
6 — первичная зрительная кора.

 

После того, как акустическая информация, заключенная в слове, обрабатывается в слуховой системе и в других «неслуховых» обра­зованиях мозга, она поступает в первичную слуховую кору. Однако, для   понимания   человеком   смысла   речи   и   выработки   программы речевого ответа необходима дальнейшая обработка полученной ин­формации. Она осуществляется в зоне Вернике, расположенной в височной области, в непосредственной близости к первичной слу­ховой коре. Именно здесь обеспечивается понимание смысла посту­пившего сигнала — слова. Для произнесения слова необходимо, чтобы активировалось его представительство в зоне Брока, располо­женной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспе­чивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возник­новению детальной программы артикуляции. Реализация этой про­граммы осуществляется через активацию лицевой проекции мотор­ной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами. Если воспринимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акусти­ческим аналогом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акус­тическом восприятии. Аналогичный путь восприятия письменной речи и у глухих людей.

При повреждении различных участков коры левого полушария и соединяющих эти участки нервных путей возникают нарушения речи — афазии. Формы и проявления афазий различны: это нару­шение артикуляции речевых звуков, неспособность к построению осмысленной речи, даже если произнесение звуков не нарушено, это также неспособность понимать устную речь. В таблице 17.4 суммированы данные о роли различных областей мозга в речевой функции. Эта таблица базируется на результатах оценки патологии речи  (афазий)  при повреждении разных  зон  мозга.

Симптомы речевых нарушений

text_fields
text_fields
arrow_upward
Таблица 17.4 Симптомы речевых нарушений при повреждении различных зон мозга

Поврежденная область мозга

Симптомы Название афазии
Лобная доля левого полушария, третья лобня извилина — зона Брока. Затруднения в произнесении слов. Понимание речи, чтение и письмо не нарушены. Больной осознает свой дефект. Афазия Брока
Височная доля левого полушария, задняя часть первой височной извилины или зона Вернике. Затруднения в произнесении звуков и слов отсутствуют, речь беглая, но бессмысленная, содержит несуществующие слова, ритм, интонации, грамматические формы сохранены. Понимание речи, чтение и письмо сильно нарушены. Больной не осознает дефект. Афазия Вернике
Нервные волокна, соединяющие третью лобную и заднюю часть височной извилины (зоны Брока и Вернике) Речь беглая, бессмысленная, повторе¬ние фразы затруднено. Сохранена некоторая способность к пониманию речи и чтению Проводниковая афазия
Область между первичной слуховой корой и зоной Вернике Понимание устной речи нарушено. Устная речь и письмо не нарушены. Понимание письменной речи сохранено. Словесная глухота
Угловая извилина — место соединения височной, теменной и затылочной долей левого полушария. Неспособность назвать предметы, имя человека, нарушение памяти на слова в их связи с предметами. Анатомическая афазия (аномия-неспособность вспомнить слово и дать название предметам и явлениям).
Обширное поражение левого полушария. Нарушение всех языковых функций. Глобальная афазия

Корковые отделы левого полушария играют специфическую роль в восприятии, запоминании и воспроизведении речевого материала. Именно эти зоны необходимы для полноценного осуществления речевой функции как единого сенсорного, мыслительного и мотор­ного процесса. Расположенные спереди зоны особенно важны для осуществления экспрессивной (выразительной) речи, расположенные сзади — для восприятия смысла речи. Взаимодействие речевых кор­ковых зон осуществляется не только по горизонтали с помощью корково- корковых связей и взаимодействий, но и по вертикали, через таламические ядра. Другими словами, речевая функция непо­средственно связана с функциями различных подкорковых образо­ваний  мозга.

Итак, функциональная асимметрия мозга в связи с механизмами речи проявляется следующим образом. Тональный слух идентичен для обоих полушарий. Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого — для опознания интонаций, транспортных и бытовых шумов, му­зыкальных мелодий. Восприятие и генерация звуков речи, а также более высокий уровень общей речевой активности, обеспечиваются левым полушарием, а улучшение выделения сигнала из шума — правым. Правое полушарие не способно реализовывать команду для продуцирования речи, но оно обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Понимание речи, осуществляемое правым по­лушарием,   ограничено  конкретными  именами  существительными,   в меньшей степени — отглагольными существительными, еще в мень­шей степени — глаголами. Правое полушарие обеспечивает понимание эмоционального содержания интонаций, опознание по голосу, участвует в  модуляции частот голоса.

Контроль результата деятельности речевой системы

text_fields
text_fields
arrow_upward

Для оценки успешного выполнения той или иной моторной поведенческой про­граммы, в том числе и речи, необходим контроль ее реализации как в процессе выполнения, так и по конечному результату. Такая оценка осуществляется мозгом человека, благодаря системам с обратными связями.

У человека существуют три сенсорных канала получения информации об успешной реализации речевого процесса:

  1. Слуховой,
  2. Проприоцептивный и кинестетический,
  3. Зрительный.

Точность воспроизведения речи, то есть соответствия акустической формы речевого сигнала его акустическому образу, сформированно­му в процессе обучения, контролирует слуховая обратная связь. Она начинается в слуховой височной зоне и проходит в центробежном направлении параллельно путям и центрам афферентной слуховой системы вплоть до волосковых клеток улитки внутреннего уха. Точ­ность воспроизведения речи контролируется также оценкой афферентации от проприоцептивных и кинестетических рецепторов, рас­положенных в мышцах и суставах речеобразующих органов. Полу­ченная от рецепторов соматосенсорной системы афферентация срав­нивается с хранящимся в памяти образом правильного двигательного акта и оценивается по степени соответствия эталона его реализации в движении. В механизмах проприоцептивного контроля участвуют кора третьей лобной извилины левого полушария и нижняя мотор­ная кора обоих полушарий. Контроль конечного результата влияния экспрессивной речи на слушателя реализуется по зрительному и слуховому каналам афферентации. Зрительное восприятие обеспечи­вает человеку оценку реакции слушателя на произнесенные звуки. Это позволяет определить, достигло ли речевое сообщение той цели, которую имел в виду говорящий. Слуховой канал позволяет гово­рящему дать оценку результата воздействия речи по речевому ответу слушателя. Эти виды контроля требуют участия многих структур мозга.

Раздельный контроль исполнения (качества речевой продукции) и конечного результата (смыслового содержания высказывания) дает возможность человеку выявить причины неудачи речи как способа коммуникации.

Двойной контроль речевого процесса с помощью обратных связей позволяет отделить (1)плохое осуществление дви­гательной программы, лежащей в основе реализации речи как акус­тического явления, от (2) полной неадекватности речевого акта стоящей перед ним» цели, например, невозможности изменить пове­дение  партнера или получить  ответ на вопрос.

Говорящий и слушающий в процессе генерации и восприятия звуковой речи составляют единую систему. Коммуниканты, как час­ти этой системы, осуществляют в процессе общения ряд общих функций.   К   их   числу   относятся,   например,   анализ   акустических свойств речи, выделение речевого сообщения из шума, понимание смысла высказывания и его эмоционально-аффективного содержа­ния. В диалоге, во всяком случае на определенных ограниченных временных отрезках слухоречевого взаимодействия, одна сторона (говорящий) выполняет одновременно две, а другая (слушающий) — одну функцию. Говорящий реализует семантическую программу речи в определенной грамматической и акустической форме. Параллельно он осуществляет двойной контроль качества речевой продукции: говорящий использует для контроля результата акустическую обрат­ную связь, проприоцептивный и зрительный контроль параллельно. Для слушателя главной задачей является понимание смысла выска­зывания.

Язык жестов

text_fields
text_fields
arrow_upward

Одной из широко распространенных разновидностей речевой ком­муникации является язык жестов. Это язык, использующий зри­тельно-пространственные возможности человеческого мозга. Это формальный язык со сложным словарем и грамматической структу­рой. Каждый знак представляет собой «букву», «слог» или «слово» — в зависимости от типа языка. Клинические наблюдения свидетель­ствуют о том, что у нормально слышащих и говорящих людей, пользующихся языком жестов, повреждение левого полушария в областях, связанных со звуковой речью, приводит к неспособности активно пользоваться языком жестов и понимать его. У тех глухо­немых, которые начали пользоваться языком жестов в раннем дет­ском возрасте, левое полушарие доминирует и при решении зри­тельно-пространственных задач. Значит, языковые функции реали­зуются сходными механизмами независимо от того, в какой форме речь используется  —  звуковой,  письменной или жестовой.

Иисус Христос объявил: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь. Кто же Он на самом деле ?

Жив ли Христос? Воскрес ли Христос из мертвых? Исследователи изучают факты