Жив ли Христос?
Воскрес ли Христос из мертвых?
Исследователи изучают факты

Иисус Христос объявил:
Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь.
Кто же Он на самом деле ?

Важные Материалы о Жизни и Смерти.

физиология сознания

Сознание человека

text_fields
text_fields
arrow_upward

Сознание человека

    • Это способность отделения себя («Я») от других людей и окружающей среды («не Я»), адекватного отражения действительности и возможность регуляции отношений между лич­ностью и окружающей средой.
    • Это также возможность передать собственное знание другим людям, делая его общим знанием (со­знание) посредством речи, научных и художественных произведений, технических устройств и т.д.

Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с языком, с помощью которого чело­век «организует» свой опыт и который является способом выражения этого опыта. Развитие и использование языка принципиально важно для адаптации человека к социальной жизни, оптимизации контак­тов с другими людьми. Язык человека позволяет накапливать, со­хранять и передавать информацию обо всем накопленном в инди­видуальном и общественном сознании опыте будущим поколениям. Об этом убедительно свидетельствует история религии, политики, науки,  искусства и культуры.

Мозг человека получает сигналы (информацию) от различных сенсорных систем. Каждый сигнал является носителем информации.

В зависимости от

    • индивидуального опыта (память),
    • эмоционального фона,
    • мотивации и потребности,
    • а также состояния (в континууме бодрствование-сон)

человек принимает решение о действии, соот­ветствующем социальным представлениям (коллективный опыт) об адекватности поведения, в основе которого лежат сложнейшие ус­ловные и безусловные рефлексы.

На базе

    • биологических витальных потребностей (питание, размножение и т.д.),
    • социальных потребнос­тей («для себя», «для других»),
    • идеальных потребностей (познание творчества) и, наконец,
    • потребностей преодоления (воли)

создаются

    • подсознание (автоматизированные навыки и нормы поведения),
    • само­сознание (диалог с самим собой),
    • сознание (знание, которое может быть передано другим) и
    • сверхсознание (творческая интуиция).

Та­ким образом, поведение человека основывается на взаимодействии рефлекторной деятельности, мышления и сознания. Ряд важных заключений о природе сознания и роли языка сделаны на основе контактов и исследовании больных с расщепленным мозгом. Были обнаружены поразительные факты. Например, у одного такого опе­рированного больного действовали две сферы сознания. Когда во­прос: «Кем бы вы хотели быть?» адресовали к левому полушарию, то больной отвечал: «Чертежником». Когда тот же вопрос обращали к правому полушарию, то составленный из букв ответ был: «Авто­мобильным гонщиком». Больной имел два «я», резко отличные друг от друга. Вывод, к которому пришли исследователи расщепленного мозга — это возможность сосуществования двух сознаний, мирно уживающихся в здоровом мозге и разделяющихся при ряде заболе­ваний.

В процессах сознательного восприятия участвуют корковые про­екции органов чувств. Во время хирургических операций на мозге, проводимых под местной анестезией, при прямой электрической стимуляции различных зон коры можно вызвать сознательные ощу­щения и воспоминания о прошлых событиях, не активируя аффе­рентные пути. Например, если раздражению подвергается область кисти руки в корковой проекции (зона S1 по Бродману), человек ощущает «прикосновение» к кисти руки; раздражение проекционных зон глаза приводит к ощущению вспышки света; раздражение ви­сочных областей коры вызывает цепь воспоминаний, в первую оче­редь, слуховых — музыкальных фрагментов, ритмов, знакомых и незнакомых  мелодий.

Участие сенсорной коры

text_fields
text_fields
arrow_upward

Участие сенсорной коры является необходимым, но не достаточ­ным условием для проявления сознательного восприятия, определя­емого человеком как ощущение, образ предмета, явления или со­бытия. В условиях сна или наркоза, вызванные сенсорной стиму­ляцией, корковые потенциалы регистрируются, но сознательное вос­приятие стимулов отсутствует. Для того, чтобы стимул был осознан, необходим приток активирующих воздействий из ретикулярной фор­мации в кору мозга. Повреждение верхней части ствола мозга, включающей ретикулярную формацию, приводит к стойкой потере сознания. Следовательно, активность ретикулярной формации регу­лирует состояние  сознания.

Участие специфической и неспе­цифической системы ретикулярной формации

text_fields
text_fields
arrow_upward

Для сознательного восприятия внешних раздражителей необходимо участие  как  минимум двух  потоков  возбуждения  в  неокортексе:

  1. активации специфической сенсорной проекции и
  2. активации неспе­цифической системы ретикулярной формации.

Информация о физи­ческих параметрах объекта восприятия передается по специфической сенсорной системе, неспецифическая активация определяет уровень бодрствования. Эмоциональная окраска восприятия зависит от ак­тивности лимбической системы, в которую поступают сенсорные сигналы  по  нескольким параллельным путям.

Связи лимбической системы с верховным центром регуляторных функций и эндокринной гормональной системы — гипоталамусом, являются основой включения непроизвольных бессознательных реф­лекторных реакций в процесс сознательного восприятия. Например, в минуты опасности сложные двигательные действия сопровождают­ся учащением пульса, потоотделением и т.д. Эфферентное звено сознательного восприятия — действие, которое можно разделить на две категории — приближения и избегания. В движении проявляются все факторы, составляющие поведение человека, — осознанное вос­приятие сигналов и ситуации, мотивация к действию и рефлектор­ные реакции. Результатом той или иной ситуации может быть и бездействие человека. В основе бездействия лежат те же процессы, что  и в  основе действия.

Представление о нервном субстрате сознания

text_fields
text_fields
arrow_upward

Представление о нервном субстрате сознания базируется на не­которых фактах, известных из нейрофизиологии. Кора головного мозга человека самая сложная по структуре и функциям система, наиболее поздно развившаяся в эволюции животного мира. Созна­ние, как способность к абстрактному заключению о мире и о себе, к разделению всего на «Я» и «не Я», может быть соотнесено с сочетанной функцией коры головного мозга и систем ее активации. Кора головного мозга состоит из ансамблей — вертикально связан­ных нейронов всех слоев коры (колонок). Несколько вертикальных ансамблей объединяются в единую крупную модульную колонку. Модульные колонки получают и перерабатывают большой объем информации. Они функционируют в составе обширных петель, по которым информация из модулей в виде импульсных потоков и медленных колебаний потенциалов передается к определенным кор­ковым и подкорковым зонам. Многократное поступление информа­ции в корковые модули и ее циркуляция в замкнутых цепях обес­печивает электрические и химические изменения в нейронах и си­напсах, необходимые для организации долговременной памяти. Переработка информации происходит в параллельных каналах (ней­ронных цепях, модулях). Обширные связи различных областей мозга между собой делятся условно на закрепленные, запрограммированные генетически и развивающиеся в результате сенсорного притока и моторного опыта. В результате, в мозге, помимо жестко закреплен­ных, организуются «распределенные» системы получения и обработки информации, системы, участвующие в обучении. Любой модуль может входить в любую систему обработки информации.

Распределенные системы мозга располагают полной информацией — как поступающей из внешнего мира, так и сигнализирующей о внутренних  состояниях  организма  (память,   эмоции,   потребности  и т.д.). Сравнение «внутренних» данных, сохраняемых в нервной сис­теме, текущего состояния последней, с информацией об окружа­ющем мире, составляет предполагаемую основу сознания. Точка зрения на описанную «голографическую» основу сознания нуждается в дальнейшем уточнении.

Иисус Христос объявил: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь. Кто же Он на самом деле ?

Жив ли Христос? Воскрес ли Христос из мертвых? Исследователи изучают факты