Жив ли Христос?
Воскрес ли Христос из мертвых?
Исследователи изучают факты

Иисус Христос объявил:
Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь.
Кто же Он на самом деле ?

Важные Материалы о Жизни и Смерти.

Проведение возбуждения, Рефлекторная дуга (Рефлекторная регуляция соматических функций)

Афферентные и эфферентные нервные проводники

text_fields
text_fields
arrow_upward

Основной функцией нервов является проведение сигналов к нервному центру от рецепторов (aфферентные проводники) или от нервного центра к эффектору (эфферентные проводники).
Собственно проводниками яв­ляются нервные волокна, входящие в состав периферических нервов или белого вещества головного и спинного мозга. Нервные волокна различаются толщиной (диаметром), наличием или отсутствием миелиновой оболочки, скоростью проведения возбуждения, длитель­ностью потенциала действия, продолжительностью следовых потен­циалов.

В соответствии с принятой классификацией нервные волокна делят на три класса: А, В и С (табл.3.1). Волокна А и В классов являются миелинизированными, а С — немиелинизированными. К классу А относятся толстые  миелиновые  волокна  толщиной  от  3 до 22 мкм и обеспечивающие наибольшие скорости проведения возбуждения (от 12 до 120 м/с). В этот класс входят 4 группы волокон: альфа, бета, гамма и дельта, являющиеся как афферентными, так и эффе­рентными проводниками и отличающиеся толщиной и скоростью проведения  возбуждения.

Основные физиологические характеристики нервных волокон
Таблица 3.1. Основные физиологические характеристики нервных волокон различного диаметра

Нервные миелинизированные волокна класса В являются преиму­щественно прегангионарными аксонами нейронов вегетативной нервной системы, имеют толщину 1-3 мкм и скорость проведения 3-14 м/с. Волокна класса С — безмиелиновые волокна, представляющие собой как постганглионарные эфференты вегетативной нервной сис­темы, так и афференты рецепторов боли и тепла. Эти волокна отличаются наименьшей толщиной (<1,5 мкм) и скоростью прове­дения  возбуждения (0,5-2  м/с).

Механизм проведения и возбуждения в нервных волокнах объясня­ется возникновением локальных токов, появляющихся между возбуж­денным и невозбужденным участками мембраны нервного волокна (рис.3.3). При этом, в безмиелиновых волокнах возбуждение распро­страняется непрерывно, а в миелинизированных волокнах — скачками между перехватами Ранвье, лишенными миелиновой оболочки. В верх­ней части рисунка (1) показано распространение возбуждения по безмиелиновому волокну. Возбужденный участок (Д) характеризуется деполяризацией мембраны и в результате реверсии потенциала действия наружная поверхность мембраны приобретает отрицательный заряд, а внутренняя — положительный. Невозбужденный, расположенный ря­дом участок мембраны (П) находится в покое и поляризован, т.е. снаружи  заряжен  положительно,   а  изнутри —  отрицательно.

Механизм проведения возбужденияРис.3.3. Механизм проведения возбуждения по
безмиелиновым (I) и
миелинизированным (II) нервным волокнам.
Д—деполяризованный (возбужденный) участок мембраны;
П—поляризованный, находящийся в покое, участок мембраны.

Между различно заряженными участками мембраны возникает электрический ток, действующий как раздражитель, повышающий проницаемость мембраны невозбужденного участка, деполяризующий его до критического уровня и тем самым приводящий к появлению потенциала действия соседнего участка. Ранее возбужденный участок реполяризуется, а ставший возбужденным участок приводит к появ­лению локального тока с новым соседним невозбужденным участком мембраны. Так, последовательно, распространяется процесс возбуж­дения, в основе чего лежат электротонические процессы. В миелинизированных волокнах (II), где миелиновая оболочка играет роль своеобразного изолятора и не позволяет электрическому току про­ходить через соседний с возбужденным участок мембраны, локаль­ные токи возникают между отдаленными друг от друга участками мебраны, лишенными миелиновой оболочки, т.е. перехватами Ранвье. Поэтому возбуждение распространяется не плавно по всей мембране, а скачками между перехватами. Такой тип проведения возбуждения  получил  название  сальтаторного.

Поддержание потенциала покоя мембраны нервного волокна и восстановление его возбудимости после прохождения импульса осуществляется как и в других возбудимых структурах с помощью мембранных насосов, требующих расхода энергии. Поддержание энергетических запасов АТФ осуществляется за счет окислительно-восстановительных реакций, связанных с утилизацией глюкозы при гликолизе  в цикле  Кребса.

Основные закономерности проведения возбуждения по нервному волокну

text_fields
text_fields
arrow_upward

1) Возбуждение по нервному волокну может распространяться в любом направлении от возбужденного участка; естественный путь распространения возбуждения по афферентным проводникам — к клетке, а по эфферентным — от клетки, носит название ортодромного а обратное направление движения возбуждения, редко наблю­даемое в организме, но легко получаемое в эксперименте, называют антидромным;

2) Возбуждение распространяется бездекрементно (не затухая), т.к. локальные токи лишь деполяризуют мембрану до критического уровня, а потенциал действия  возникает регенеративно за счет трансмембранных ионных перемещений,   перпендикулярных к направлению  проведения самого возбуждения;

3) Скорость проведения возбуждения тем больше, чем выше амп­литуда  потенциала действия, т.к. при этом возрастает разность по­ тенциалов возбужденного и невозбужденного участков мембраны;

4) Скорость проведения возбуждения прямо пропорциональна диа­метру нервного  волокна, т.к. с увеличением диаметра  уменьшается сопротивление.

5) Возбуждение проводится изолированно по каждому нервному волокну в составе  нервов или белого вещества мозга.

Возбуждение и торможение рефлекторной деятельности

text_fields
text_fields
arrow_upward

При огромном количестве раздражителей, действующих одновременно на многочисленные рецепторные обра­зования организма, наличии множества взаимосвязанных информа­ционных каналов, в виде рефлекторных ответов реализуются лишь некоторые из воздействий. Целесообразность такого ограничения очевидна, поскольку в противном случае множество одновременно реализуемых рефлексов сделали бы просто невозможной не только регуляцию, но и саму жизнедеятельность. Следовательно, наряду с процессом возбуждения, распространение которого лежит в основе всех рефлексов, должен существовать второй процесс, подавляющий возникновение и распространение возбуждения в элементах нервной системы и, тем самым, не позволяющий реализовываться рефлек­торным актам. Этот второй основной процесс в нервной системе получил название торможение. Под торможением понимают актив­ный нервный процесс, возникающий под влиянием распространя­ющихся нервных импульсов и проявляющийся в ослаблении или подавлении возбуждения. Процесс торможения не способен распро­страняться,   он   возникает  и   проявляется   локально.

Механизмы связи звеньев рефлекторной дуги

text_fields
text_fields
arrow_upward

Передача возбуждения с отростка одной нервной клетки на от­росток или тело другой нервной клетки возможна двумя способами: электрическим (электротоническим) и химическим.

Электрический способ передачи возбуждения

Электрический способ передачи возбуждения осуществляется благодаря тесным кон­тактам передающей и воспринимающей структур (щель между мем­бранами меньше 2 мкм). Передача   возбуждения в таком случае осуществляется аналогично ею проведению по нервным волокнам с помощью местных токов, возникающих между деполяризованным участком мембраны нервного волокна и поляризованным участком мембраны нервной клетки. Локальные токи деполяризуют мембрану нейрона до критического уровня, после чего возникает спонтанный процесс регенеративной деполяризации. Электрическая передача воз­буждения осуществляется с высокой скоростью, близкой скорости проведения возбуждения по нервным волокнам и также как нерв практически неутомляема.

Химический способ передачи возбуждения

Химический способ является основным способом передачи информации между нервными клет­ками, реализуемый с помощью специальных образований, получивших название синапсы.

Иисус Христос объявил: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь. Кто же Он на самом деле ?

Жив ли Христос? Воскрес ли Христос из мертвых? Исследователи изучают факты