Быстрота. Формы проявления быстроты. Методика развития быстроты

Характеристика быстроты как физического качества

Быстрота как физическое качество человека — это комплекс функ­циональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных дейст­вий в минимальный отрезок времени.

Различают элементарные и комплексные формы быстроты.

Элементарные формы:

  • быстрота двигательной реакции;
  • быстрота одиночного движения;
  • частота движений.

Комплексные формы:

  • стартовое ускорение;
  • дистанционная скорость.

Двигательная реакция может быть простой и сложной. Простая ре­акция — это ответ определенным движением на заранее известный, но вне­запно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета).

Быстрота простой реакции составляет у квалифицированных спортсменов 0,1-0,2 с. Она имеет значение в стартовых действиях при спринтерском бе­ге, плавании и т. д. Сложная реакция включает реакцию на движущийся объект и реакцию выбора. Реакция на движущийся объект заключается в зрительном восприятии объекта (мяча, игрока), оценке направления и ско­рости его движения, выборе плана действия и начале его осуществления.

Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,2-1,0 с. Реакция вы­бора связана с нахождением нужного двигательного ответа на поведение партнера, противника или на изменение окружающей обстановки. От бы­строты сложной реакции зависит успешность действий в спортивных иг­рах и единоборствах.

Быстрота одиночного движения важна при метаниях, ударах по мя­чу, ударах клюшкой, уколах в фехтовании и т. д.

Частота движений (темп) играет первостепенную роль во многих циклических видах спорта.

Формы проявления быстроты

Элементарные формы в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и двигательными навыками обеспечивают комплексные формы быстроты в конкретном виде двигательной деятельности.

Комплексные формы, так же, как и элементарные, специфичны для разных видов спорта. Например, способность быстро набирать скорость на старте, т. е. стартовое ускорение, характерна для спринтерского бега, конькобежного и гребного спорта, бобслея, футбола, тенниса; высокая дистанционная скорость — для циклических видов спорта и различных прыжков при выполнении разбега.

Формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. В частности, тренировка в быстроте реакции почти не сказывается на частоте движений; стартовое ускорение мало влияет на скорость бега по дистанции. Однако последние исследования показали, что такая независимость наблюдается только при обособленном изучении показателей быстроты, а в целостных двигательных актах между ними имеется связь.

С учетом этого на практике все же необходимо дифференцированно подходить к совершенствованию различных форм быстроты, основываясь на их значимости для данного вида двигательной деятельности. Важно также, что в отношении быстроты прямой перенос (явление, аналогичное переносу навыков) имеет место лишь в сходных по координации движениях.

Существенную роль играет фактор наследственности. Так, время простой реакции в процессе тренировки улучшается всего на 0,1 с. Это обстоятельство, как уже было ранее отмечено, следует учитывать при выборе для занятий того или иного вида спорта.

Многообразие форм проявления быстроты указывает на то, что данное физическое качество нельзя сводить только к скорости передвижения, как это иногда ошибочно делается.

Подходы развития быстроты

Существуют два подхода к развитию быстроты:

  1. совершенствование отдельных элементарных форм быстроты и
  2. целостное совершенствование её комплексных форм.

При сочетании упражнений с услож­нением и облегчением условий выполнения эффективен переменный ме­тод. Суть его заключается в том, что сразу же после упражнений в услож­ненных условиях выполняются соревновательные упражнения в нормаль­ных и облегченных условиях с установкой на максимальную быстроту движений.

Развития быстроты простой реакции

Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых необходимо выполнять определенные движения на заранее обу­словленный звуковой, световой или тактильный сигнал.

Например:
— старт при беге из различных положений по команде;
— прыжки, приседания, изме­нение направления движения при ходьбе по свистку или хлопку;
— броски мяча от груди и из-за головы по сигналу.

Наиболее распространенными методами развития быстроты простой реакции являются повторный и иг­ровой методы.

Повторный метод предусматривает многократное выполне­ние упражнений на внезапный сигнал, а
игровой — выполнение заданий в условиях случайно меняющейся ситуации (в эстафетах, подвижных и спортивных играх).

Развития быстроты сложной реакции

Для развития быстроты сложной реакции применяются,

во-первых, упражнения на реакцию на движущийся объект:
— реагирование при посто­янном увеличении скорости объекта,
— его внезапном появлении в различ­ных местах,
— сокращении дистанции наблюдения;

во-вторых, упражнения на реакцию выбора:
— реагирование при постоянном усложнении ответных действий (например, если соперник проводит несколько вариантов атаки в борьбе или фехтовании),
— предугадывание действий противника по его под­готовительным движениям.

Основными методами также являются по­вторный и игровой.

Развития быстроты одиночного движения

Для развития быстроты одиночного движения применяются упраж­нения с усложнением условий выполнения (например, прыжки и бег в утяжеленной обуви, метание снарядов большего веса) и с облегчением ус­ловий выполнения.

Величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобы оно не искажало технику движений. В этом случае происхо­дит одновременное развитие силовых способностей, и может быть исполь­зован метод динамических усилий.

Развития частоты движений

Для развития частоты движений применяются упражнения, при которых максимальная частота сохраняется в течение определенного времени без излишнего напряжения.

Этому способствует произвольное расслабление мышц, не участвующих непосредственно в движении (например, мышц шеи и рук при беге).

Упражнения выполняются повторным методом.

Средства развития комплексных форм быстроты

В качестве средств развития комплексных форм быстроты применяются упражнения, выполняемые с максимальной или близкой к ней скоростью. Техника упражнений должна быть настолько хорошо освоена, чтобы все внимание обращалось не на нее, а на скорость передвижения.

Повторный метод

Ведущим методом является повторный.
Он предполагает проведение одной или нескольких серий упражнений; число повторений упражнений в каждой серии ограничивается способностью поддерживать заданную скорость.
Интервалы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить относительно полное восстановление и не допустить заметного снижения скорости от повторения к повторению.

В частности, для бегунов-спринтеров может быть выбран следующий вариант: 2 серии с последовательным пробеганием 80, 120, 150, 200 м в каждой из них или 10 раз по 100 м.

Переменный метод

Кроме повторного находит применение переменный метод. С этой целью осуществляется, например, скоростной бег в гору с небольшим углом подъема, затем по ровной поверхности и под гору; плавание против и по течению и т. п.

Игровой и соревновательный метод

Эффективными методами также являются игровой и соревновательный.

Иисус Христос объявил: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь. Кто же Он на самом деле ?

Жив ли Христос? Воскрес ли Христос из мертвых? Исследователи изучают факты

РЕКЛАМА