Жив ли Христос?
Воскрес ли Христос из мертвых?
Исследователи изучают факты

Иисус Христос объявил:
Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь.
Кто же Он на самом деле ?

Важные Материалы о Жизни и Смерти.

Основные закономерности онтогенетического развития человека

Основные закономерности онтогенетического развития человека

text_fields
text_fields
arrow_upward

Индивидуальное развитие организма (онтогенез) охватывает период с момента оплодотворения и возникновения организма в виде зи­готы до его смерти.

В процессе развития организма важное место занимает поэтапное, гетерохронное включение различных звеньев физиологических систем в регуляцию функций.

В период внутриутробного развития гетеро-хронность созревания систем подчинена одной универсальной задаче — сформировать жизненно важные системы к моменту рождения. Так, фракции ядра лицевого нерва, имеющие отношение к жизнен­но важной для ребенка функции сосания, созревают намного рань­ше (полностью дифференцируясь), чем те части ядра лицевого нер­ва, которые дают начало его лобным ветвям. Волокна лицевого нерва, идущие к сосательной мышце, миелинизируются и образуют синаптическую связь с мышечными волокнами сосательной мышцы раньше, чем волокна, идущие к другим мышцам лица. Такое пос­ледовательное (а не синхронное) созревание морфофункциональных образований целесообразно  и с  точки  зрения  экономичности.

Нарастающая в процессе онтогенетического развития экономич­ность проявляется в уменьшении уровня энергозатрат (при соотно­шении их к единице массы или поверхности тела): с возрастом замедляется частота сердечных сокращений и дыхания. Менее эко­номичные генерализованные реакции, например, кожных сосудов, возникающие в ответ на местное охлаждение, становятся более локальными. Однако, 10-20-кратное увеличение рабочих возмож­ностей организма от раннего детства до юношеского возраста обу­словлено не снижением энергетической стоимости работы, а умень­шением ее физиологической стоимости. Причины, лежащие в основе именно такой динамики развития физических возможностей детей и подростков, заключены в совершенствовании механизмов регуляции развивающегося  организма.

На рост и развитие организма большое влияние оказывает его мышечная активность, поскольку каждое движение, начиная с мо­мента возникновения зиготы, является фактором избыточного ана­болизма.   В   результате   не   только   увеличивается   протоплазменная масса (что обеспечивает процесс роста), но и организм в целом переводится на новый уровень упорядоченности.

Формирование физиологических систем в процессе онтогенеза детерминируется генетически. Однако, гены контролируют созрева­ние не в полной мере, большое влияние оказывают и условия внешней среды. Например, доказано, что потоки нервных импульсов в нейронных сетях (индивидуальный опыт) оказывают влияние на количество, распределение и эффективность синапсов центральной нервной системы.

Весь цикл индивидуального развития подразделяется на ряд пе­риодов (табл.18.1), каждый из которых отражает особенности морфо-функциональных изменений организма. Индивидуальные отличия психического и физического развития могут варьировать в широких пределах у детей и подростков одного и того же календарного (паспортного) возраста. Врачам и педагогам приходится постоянно учитывать не столько календарный возраст ребенка, сколько степень его биологического развития. Несоответствие биологического воз­раста паспортному не является редкостью.

Схема возрастной периодизации онтогенеза человека

text_fields
text_fields
arrow_upward

 

Таблица 18.1 Схема возрастной периодизации онтогенеза человека
Название Сроки
Внутриутробное развитие (антенатальный период)
1. Эмбриональный период 0—2 мес. антенатального развития
2. Плодовый (фетальный период) 2-9 мес. антенатального развития
Постнатальное развитие
1. Перинатальный период 28 неделя антенатального
развития — первые 10 дней
постнатального периода
2. Период новорожденности Первый месяц жизни
3. Грудной возраст 1 мес. — 1 год
4. Раннее детство 1 — 3 года
5. Первое детство 4 — 7 лет
6. Второе детство 8—12 лет (мальчики)
8—11 лет (девочки)
7. Подростковый возраст (пубертатный период) 13 — 16 лет (мальчики)
12—15 лет (девочки)
8. Юношеский возраст (ювениальный) 17 — 21 год (юноши)
16 — 20 лет (девушки)
9.a. Зрелый возраст, I период 22 — 35 лет (мужчины)
21 — 35 лет (женщины)
9.b. Зрелый возраст, II период 36 — 60 лет (мужчины)
36 — 55 лет (женщины)
10. Пожилой возраст 61 — 74 года (мужчины)
56 — 74 (женщины)
11. Старческий возраст 75 — 90
12. Долгожители лет 90 лет и выше

Непрерывный онтогенетический процесс идет скачкообразно. Ука­занные переходные периоды называются критическими и характери­зуются высокой чувствительностью организма к различным, в том числе, адекватным раздражителям, и кроме того — малой резис-тентностью.

Обычно выделяют три основных критических периода

      • эмбриональный,
      • неонатальный,
      • пубертатный.

Однако, временные рамки критических периодов для различных физиологических систем различны.

Иисус Христос объявил: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь. Кто же Он на самом деле ?

Жив ли Христос? Воскрес ли Христос из мертвых? Исследователи изучают факты